СазоноваАнна » 09 июн 2020, 20:45
В настоящее время в мире не рекомендуется применять дексаметазон для этих целей. Объясню, почему.
1. Начинать терапию надо очень рано, с 6-7 неделе, при этом пол ребенка и наличие у него мутации можно определить только после 10-12 недели. И то этот надо делать хориоамниоцентез. Если оба родители носители, риск рождения девочки с ВДКН составляет 1 к 8. То есть, получается, что 7 из 8 детей получат терапию просто так, ни за что в течение, как минимум целого месяца.
2. Дексаметазон не влияет на развитие самой патологии. То есть пожизненный прием глюкокортикоидов все равно потребуется. Вирилизация гениталий действительно меньше, но если опоздать с терапией хотя бы на неделю-две улучшение уже не столь значимо, и нормального строения мы не ждем.
3. Дозы требуются большие, в среднем, давали раньше по 2 таблетки в день. У детей это приводит к проблемам дальнейшего развития, обучаемости, склонности к метаболическим нарушениям. У мамы может приводить к повышению давления, сахара, развитию преэклампсии.
Поэтому если раньше писали в мировых рекомендациях осторожно: можно, но в крупных центрах, где проводятся такие исследования. То сейчас пишут жестче: не надо вообще.
Если опасаетесь риска рождения ребенка с ВДКН, и у старшего ребенка тяжелая форма, лучше рассмотреть возможность ЭКО с ПГД. Тогда уж точно можно отобрать здоровый эмбрион.
Сазонова Анна Игоревна, к.м.н.
врач-эндокринолог ФГБУ НМИЦ АГП им. Кулакова,
anyta_sazonova@mail.ru
@vdknology.easy